Полнофункциональные гетерогенные списки

Цели и задачи

  • Фильтрация элементов (объектов) гетерогенных списков по классам типов.
  • Создание «настоящих» гетерогенных списков, обладающих полной функциональностью.

Описание проблемы

Мы реализуем проект на Хаскелле. И в рамках проекта появилась необходимость в использовании ООП парадигмы. Обсуждение, хорошо это или плохо, выходит за рамки данной статьи. Самое главное, что для нашего проекта, для решения конкретно наших задач, подошёл именно ООП подход.

Однако, камнем преткновения для нас стала невозможность хранения объектов в универсальных, так называемых гетерогенных списках. Хранить-то в принципе можно, но полноценно использовать — нет, даже при использовании экзистенциальных типов. Проблема, достаточно широко известная в Хаскелле. На одной из страниц Stack Overflow я нашёл такой комментарий: «You can use existensials, but then you can’t do anything with the data after pattern matching on it», — что достаточно категорично характеризует ситуацию. Я достаточно долго бился над проблемой и, к сожалению, не нашёл решения данной задачи в интернете. Я изучил большое количество статей и провёл много экспериментов. См. внизу список использованных мною в процессе подготовки материалов. Время и усилия были не напрасны в плане погружения в Хаскелл, но больше всего радует то, что поставленная задача решена. Пусть пока грубо, пусть только для нашего конкретного случая.

Решение задачи

Хаскелл по своей сути является функциональным языком программирования. Однако, пусть он будет мультипарадигменным хотя бы в нашем проекте.

Итак, примем за основу следующую схему. В моём восприятии, это традиционный путь в Хаскелле для имитации ООП. Для определения и хранения полей объектов будем использовать data и/или newtype. Для придания объекту функциональности будем использовать классы типов (class), как, в некотором роде, аналоги интерфейсам в традиционных ОО языках. Типы, классы и экземпляры (instance) вместе пусть соответствуют классам в ООП.

Вся суть идеи будет заключена лишь в паре функций и массивов. Тем не менее, для того, чтобы показать, что всё работает (и как работает), напишем небольшой проект. Для пущей убедительности в том, что всё работает, сделаем объекты проекта «множественно наследуемыми».

Постараюсь сделать проект максимально простым. Основная цель проекта — донести суть концепции.

Итак, приступим. Для начала приведу описание структуры дерева объектов:

  • RenderableBase — абстрактный тип, отвечающий за расположение и рисование;
  • SerializableBase — абстрактный тип, отвечающий за сериализацию.

Объекты следующих типов будут включены в гетерогенный список:

  • Circle, наследуется от RenderableBase и SerializableBase;
  • Rectangle, наследуется от RenderableBase;
  • Triangle, наследуется от RenderableBase.

Представим схему наследования в виде небольшого списка:

  • SerializableBase > Circle
  • RenderableBase > Circle
  • RenderableBase > Rectangle
  • RenderableBase > Triangle

Иерархия наследования не играет никакой роли в реализации концепции и приведена лишь для того, чтобы придать проекту ощущение объектно-ориентированного подхода.

Теперь дам описание классов типов:

  • ClsShape предназначен для объединения объектов в гетерогенный список;
  • ClsRenderable описывает функцию рендеринга;
  • ClsClickable описывает функцию-реакцию на клик мышки;
  • ClsSerializable описывает функцию сериализации объекта.

Теперь нечто более важное:

  • объекты типов Circle, Rectangle и Triangle могут быть отрисованы, то есть реализуют функцию render;
  • на объекты типов Rectangle и Triangle можно кликнуть мышкой (Внимание! На объекты типа Circle кликнуть мышкой нельзя, то есть тип Circle не реализует класс ClsClickable);
  • объект типа Circle можно сериализовать (класс ClsSerializable).

Представим схему функциональности в виде небольшого списка, который показывает, какой класс каким типом реализуется:

  • ClsRenderable > Circle
  • ClsRenderable > Rectangle
  • ClsRenderable > Triangle
  • ClsClickable > Rectangle
  • ClsClickable > Triangle
  • ClsSerializable > Circle

Теперь начнём писать код. Для начала включим все необходимые нам расширения GHC и импортируем библиотеки:

{-# LANGUAGE GADTs, ConstraintKinds, KindSignatures #-}
{-# LANGUAGE ScopedTypeVariables, FlexibleInstances #-}
{-# LANGUAGE DuplicateRecordFields, RecordWildCards #-}
module Main where

import Data.Typeable (Typeable, typeOf)
import GHC.Exts (Constraint)
import Unsafe.Coerce (unsafeCoerce)

Да, нам понадобится функция небезопасного приведения типов unsafeCoerce, но об этом чуть позже. Весь код сосредоточен в одном файле, однако, давайте представим, что всё разбито на модули. Этим мне хотелось бы показать, что проект масштабируем. Сначала опишем все классы, базовые абстрактные типы и типы данных, для которых мы будем создавать объекты. А также инстанцируем каждый тип. Пока всё тривиально. Мы используем «традиционный» подход для имитации ООП в Хаскелле:

-- module Base where --
class ClsShape shape

-- module RenderableBase where --
class ClsRenderable a where render::a->String
data RenderableBase = RenderableBase {coords::String} deriving Show
instance ClsRenderable RenderableBase where render a = coords a

-- module ClickableBase where --
class ClsClickable a where click::a->String

-- module SerializableBase where --
class ClsSerializable a where serialize::a->String
data SerializableBase = SerializableBase {serializedData::String} deriving Show
instance ClsSerializable SerializableBase where serialize a = serializedData a

-- module Circle where --
data Circle = Circle {
    name :: String,
    renderableBase :: RenderableBase,
    serializableBase :: SerializableBase
    } deriving Show
instance ClsShape Circle
instance ClsRenderable Circle where
    render Circle{..} = "Circle " ++ name ++ " " ++ render renderableBase
instance ClsSerializable Circle where
    serialize Circle{..} = "Circle " ++ name ++ " " ++ serialize serializableBase

-- module Rectangle where --
data Rectangle = Rectangle {
    name :: String,
    renderableBase :: RenderableBase
    } deriving Show
instance ClsShape Rectangle
instance ClsRenderable Rectangle where
    render Rectangle{..} = "Rectangle " ++ name ++ " " ++ render renderableBase
instance ClsClickable Rectangle where
    click Rectangle{..} = "Rectangle " ++ name ++ " " ++ coords renderableBase ++ " clicked"

-- module Triangle where --
data Triangle = Triangle {
    name :: String,
    renderableBase :: RenderableBase
    } deriving Show
instance ClsShape Triangle
instance ClsRenderable Triangle where
    render Triangle{..} = "Triangle " ++ name ++ " " ++ render renderableBase
instance ClsClickable Triangle where
    click Triangle{..} = "Triangle " ++ name ++ " " ++ coords renderableBase ++ " clicked"

Теперь немного интереснее. Создадим тип-обёртку для реализации гетерогенного списка:

-- module InferInstanceOf where --
data Wrap (constraint :: * -> Constraint) where
    Wrp :: (Show a, Typeable a, constraint a) => a -> Wrap constraint
instance Show (Wrap a) where show (Wrp a) = show a

Инстанцирование класса Show не играет никакой роли и служит лишь отладочным целям. А вот фраза (constraint :: * -> Constraint) гораздо интереснее. Тут мы как бы говорим, что в качестве подтипа для типа Wrap мы будем использовать некий класс. То есть классы в данном случае будут играть роль типов.

Теперь создадим сам гетерогенный список:

-- module Main where --
testData :: [Wrap ClsShape]
testData = [
    Wrp$ Circle    "crcl_1"  (RenderableBase "(1, 1)") (SerializableBase "Crcl1"),
    Wrp$ Circle    "crcl_2"  (RenderableBase "(2, 2)") (SerializableBase "Crcl2"),
    Wrp$ Rectangle "rect_1"  (RenderableBase "(3, 3)"),
    Wrp$ Rectangle "rect_2"  (RenderableBase "(4, 4)"),
    Wrp$ Triangle  "trngl_1" (RenderableBase "(5, 5)"),
    Wrp$ Triangle  "trngl_2" (RenderableBase "(6, 6)")
    ]

Первое: список можно пополнять динамически в процессе выполнения программы. Второе: мы тут же теряем всю информацию о функциональности каждого объекта, то есть все словари для классов ClsRenderable, ClsClickable и ClsSerializable. Остаются лишь ничего не значащиe для нас ClsShape, Typeable (о нём чуть позже) и Show для отладочных целей.

Максимум, что мы можем сейчас сделать, это просто напечатать список объектов:

main = do
    putStr "all objects: "
    print$ map (\(Wrp a)->show a) testData

>>all objects: ["Circle {name = \"crcl_1\", renderableBase = RenderableBase {coords = \"(1, 1)\"} ...

Теперь переходим к самой интересной части, в которой будет показана вся суть идеи работы с гетерогенными списками. Определяем списки распределённых по классам типов:

renderableTypes:: [Wrap ClsRenderable]
renderableTypes = [
    Wrp (undefined::Circle),
    Wrp (undefined::Rectangle),
    Wrp (undefined::Triangle)
    ]

clickableTypes:: [Wrap ClsClickable]
clickableTypes = [
    Wrp (undefined::Rectangle),
    Wrp (undefined::Triangle)
    ]

serializableTypes:: [Wrap ClsSerializable]
serializableTypes = [
    Wrp (undefined::Circle)
    ]

Пока вручную. Позже эту работу возьмёт на себя TemplateHaskell. Мало того, позже попытаемся упаковать эти списки в гетерогенный список типа HList, чтобы не использовать неуместные здесь функции. Итак, каждый элемент этих списков опредлён как undefined, то есть данные нас не интересуют. Нам нужно сохранить информацию о типе и, что более важно, нам важно не потерять информацию о функциональности, то есть нам нужно как-то сохранить словари.

Идём дальше. Первый этап нашей концепции научиться фильтровать наш гетерогенный список по классу. Для этого напишем следующие функции:

-- module InferInstanceOf where --
instanceOf::Typeable a => [Wrap (constraint :: * -> Constraint)] -> a -> Bool
instanceOf list a = not. null $ selectType list a

instanceWrapOf::
    [Wrap (constraint :: * -> Constraint)] ->
    Wrap (constraint2 :: * -> Constraint) -> Bool
instanceWrapOf list (Wrp a) = instanceOf list a

selectType::Typeable a =>
    [Wrap (constraint :: * -> Constraint)] ->
    a ->
    [Wrap (constraint :: * -> Constraint)]
selectType list a = filter inList list
    where inList (Wrp b) = typeOf a == typeOf b

Тут мы принимаем некий объект (или обёртку с объектом), список типов, относящихся к определённому классу, и фильтруем этот список по типу. Вот для этого нам и понадобились Typeable и typeOf из пакета Data.Typeable. Тут всё просто, если есть тип нашего объекта в списке, тогда объект относится к соответствующему классу. (Не забывайте, Хаскелл после компиляции полностью забывает про классы.)

Итак, теперь мы можем немного больше, например, отфильтровать наш список по классу и напечатать выборку:

main = do
    -- ...
    putStr "\nclickable objects: "
    print$ map show$ filter (\(Wrp a)->instanceOf clickableTypes a) testData
    putStr "\nserializable objects: "
    print$ map show$ filter (instanceWrapOf serializableTypes) testData

То есть если нам понадобятся только объекты класса ClsClickable или класса ClsSerializable, то есть объекты, обладающие строго определённой функциональностью, мы их получим. И сможем их только… напечатать. Ничего больше. Но это уже нечто большее, нежели мы ожидали от гетерогенных списков ранее.

Идем дальше.

Нам, тем не менее, всё-таки необходимо как-то с нашими объектами работать. И для этого напишем следующую функцию. И вот она будет корнем всей концепции, тем, ради чего мы всё и затеяли:

-- module Main (later InferInstanceOf) where --
asInstanceOfClickable a =
    if null typeOfClass then
        Nothing
    else
        Just. unwrap. head$ typeOfClass
    where
        typeOfClass = selectType clickableTypes a
        unwrap (Wrp b) = substitute a b
        substitute::forall t1 t2. (Typeable t2, Show t2, ClsClickable t2) =>
            t1 ->
            t2 ->
            Wrap ClsClickable
        substitute x y = Wrp (unsafeCoerce x::t2)

Эта функция подлежит генерализации и мы это сделаем ниже. Но сейчас давайте попытаемся понять, что же тут происходит. Мы принимаем объект. Далее, с помощью фильтрации, анализируем, относится ли этот объект к классу. Если относится, распаковываем тип (undefined::некий тип) из соответствующей обёртки. Проводим подстановку типов, то есть как бы подтверждаем с помощью функции unsafeCoerce, что наш объект относится к типу, инстанцирующему запрошенный нами класс. И… перепаковываем наш объект в новую обёртку. В обёртку с необходимой нам функциональностью. Другими словами, мы «на лету» подставляем нашему объекту соответствующие словари. И возвращаем наш объект в новой упаковке внутри типа Maybe.

Теперь мы можем полноценно работать с нашим объектом из гетерогенного списка:

main = do
    -- ...
    putStr "\ncall click function: "
    print$ map (\a->case a of Just (Wrp a)->click a; Nothing->"")$
            map (\(Wrp a)->asInstanceOfClickable a ) testData

Вуаля.

Ещё один шаг. Мы обобщим нашу функцию, то есть вместо узкоспециальной функции asInstanceOfClickable напишем общую функцию asInstanceOf:

asInstanceOf::Typeable a =>
    [Wrap (constraint :: * -> Constraint)] ->
    a ->
    Maybe (Wrap (constraint :: * -> Constraint))
asInstanceOf list a =
    if null typeOfClass then
        Nothing
    else
        Just. unwrap. head$ typeOfClass
    where
        typeOfClass = selectType list a
        unwrap (Wrp b) = substitute a b
        substitute::forall t1 t2 constraint.
            (Typeable t2, Show t2, (constraint :: * -> Constraint) t2) =>
            t1 ->
            t2 ->
            Wrap (constraint :: * -> Constraint)
        substitute x y = Wrp (unsafeCoerce x::t2)

…и проведём ещё пару экспериментов:

main = do
    -- ...
    putStr "\ncall render function: "
    print$ map (\a->case a of Just (Wrp a)->render a; Nothing->"")$
        map (\(Wrp a)->asInstanceOf renderableTypes a ) testData
    putStr "\ncall serialize function: "
    print$ map (\a->case a of Just (Wrp a)->serialize a; Nothing->"")$
        map (\(Wrp a)->asInstanceOf serializableTypes a ) testData

…а также попробуем объединить действия из разных функциональных интерфейсов:

main = do
    -- ...
    putStr "\ncall click and render functions: "
    print$
        map (\(a, b)->
            "click: " ++
            (case a of Just (Wrp a)->click a; Nothing->"-") ++
            "; render: " ++
            (case b of Just (Wrp b)->render b; Nothing->"-") )$
        map (\(Wrp a)->(asInstanceOf clickableTypes a, asInstanceOf renderableTypes a) )
        testData

…или применим преобразование последовательно:

main = do
    -- ...
    putStr "\ncall click and render functions: "
    print$
        map (\w->"click: " ++
                case w of
                    Just (Wrp a)->
                        click a ++
                        "; render: " ++
                        case asInstanceOf renderableTypes a of
                            Just (Wrp d)->render d
                            Nothing->"-"
                    Nothing->"-"
            )$
        map (\(Wrp a)->asInstanceOf clickableTypes a ) testData

Конечно же, код, написанный «с пылу, с жару», не лишён изъянов. Всё должно быть упаковано в соответствующий модуль, например Data.InferInstanceOf или Data.InstanceOf. Такие моменты как создание списков типов, хорошо автоматизируются с помощью TemplateHaskell. Для лучшего восприятия можно воспользоваться Data.Maybe или взаимодействовать с Maybe в монадическом стиле. Для проекта, который мы разрабатываем, я, конечно же, проведу эту работу. Но то, что уже имеется, будет большим подспорьем на нашем проекте.

И самое главное. Я попытался немного подвинуть Хаскелл в сторону мультипарадигменности. Почему? Да, хотя бы потому, что мне самому это понадобилось и показалось интересным реализовать.

В заключение хочу сказать, что в процессе поиска решения задачи было опробовано много различных подходов. Например, я пробовал решить задачу с использованием семейств типов, с помощью рефлексии (Data.Reflection), с помощью Dict из Data.Constraint, с помощью cast, с помощью Data.Dynamic и прочего. Однако, каждый раз я заходил в тупик. Хаскелл ревностно защищает свою систему типов и жёстко пресекает все попытки её (защиту) обойти.

Буду рад, если эта статья окажется кому-то полезной.

Список использованных в процессе подготовки материалов

  1. Typeclass example · GitHub

  2. haskell - Use of ‘unsafeCoerce’ - Stack Overflow

  3. ghc - Unsafe entailment with Haskell constraints - Stack Overflow

  4. unsafe entailment with haskell constraints www.tutel.me

  5. turning a dict into a constraint

  6. Toy instructional example of Haskell GADTs: simple dynamic types. · GitHub

  7. OOHaskell - 0509027.pdf

  8. OOP in Haskell: implementing wxHaskell in Haskell

  9. Object-Oriented Style Overloading for Haskell - Microsoft Research

  10. encapsulation, mutable state, inheritance, overriding, statically checked implicit and explicit subtyping, and so on

  11. nkaretnikov/OOHaskell · GitHub

  12. oo-haskell/Store.hs at master · andorp/oo-haskell · GitHub

  13. newtype Monoid example haskell - Use of ‘unsafeCoerce’ - Stack Overflow

  14. haskell - How to put constraints on the associated data? - Stack Overflow

  15. Haskell for all: Scrap your type classes

  16. Constraint Kinds for GHC

  17. typeclass - How do I make an heterogeneous list in Haskell? (originally in Java) - Stack Overflow

  18. haskell - ConstraintKinds explained on a super simple example - Stack Overflow

  19. OOP vs type classes - HaskellWiki

  20. Heterogenous collections - HaskellWiki

  21. How to work on lists - HaskellWiki

  22. Some interesting features of Haskell’s type system | Wolfgang Jeltsch

  23. Typeable and Data in Haskell

  24. GHC/Type families - HaskellWiki

  25. introspection - Get a list of the instances in a type class in Haskell - Stack Overflow

  26. 7.12. The Constraint kind

  27. Typeclasses: Polymorphism in Haskell - Andrew Gibiansky

  28. Tagging functions in Haskell - Stack Overflow

  29. haskell - AllowAmbiguousTypes and propositional equality: what's going on here? - Stack Overflow

  30. 24 Days of GHC Extensions: Type Families

  31. GHC/AdvancedOverlap - HaskellWiki

  32. haskell - How can I read the metadata of a type at runtime? - Stack Overflow

  33. Reflecting values to types and back - School of Haskell | School of Haskell

  34. Type Families and Pokemon. - School of Haskell | School of Haskell

  35. GHC/Type families - HaskellWiki

Исходный код

Ниже представлен весь исходный код целиком. Его можно скопировать в файл (например, testInstanceOfClass.hs) и запустить командой runhaskell testInstanceOfClass.hs:

{-# LANGUAGE GADTs, ConstraintKinds, KindSignatures #-}
{-# LANGUAGE ScopedTypeVariables, FlexibleInstances #-}
{-# LANGUAGE DuplicateRecordFields, RecordWildCards #-}
module Main where

import Data.Typeable (Typeable, typeOf)
import GHC.Exts (Constraint)
import Unsafe.Coerce (unsafeCoerce)

-- module Base where --
class ClsShape shape

-- module RenderableBase where --
class ClsRenderable a where
    render::a->String
data RenderableBase = RenderableBase {coords::String} deriving Show
instance ClsRenderable RenderableBase where
    render a = coords a

-- module ClickableBase where --
class ClsClickable a where
    click::a->String

-- module SerializableBase where --
class ClsSerializable a where
    serialize::a->String
data SerializableBase = SerializableBase {serializedData::String} deriving Show
instance ClsSerializable SerializableBase where
    serialize a = serializedData a

-- module Circle where --
data Circle = Circle {
    name :: String,
    renderableBase :: RenderableBase,
    serializableBase :: SerializableBase
    } deriving Show
instance ClsShape Circle
instance ClsRenderable Circle where
    render Circle{..} = "Circle " ++ name ++ " " ++ render renderableBase
instance ClsSerializable Circle where
    serialize Circle{..} = "Circle " ++ name ++ " " ++ serialize serializableBase

-- module Rectangle where --
data Rectangle = Rectangle {
    name :: String,
    renderableBase :: RenderableBase
    } deriving Show
instance ClsShape Rectangle
instance ClsRenderable Rectangle where
    render Rectangle{..} = "Rectangle " ++ name ++ " " ++ render renderableBase
instance ClsClickable Rectangle where
    click Rectangle{..} = "Rectangle " ++ name ++ " " ++ coords renderableBase ++ " clicked"

-- module Triangle where --
data Triangle = Triangle {
    name :: String,
    renderableBase :: RenderableBase
    } deriving Show
instance ClsShape Triangle
instance ClsRenderable Triangle where
    render Triangle{..} = "Triangle " ++ name ++ " " ++ render renderableBase
instance ClsClickable Triangle where
    click Triangle{..} = "Triangle " ++ name ++ " " ++ coords renderableBase ++ " clicked"

-- module InferInstanceOf where --
data Wrap (constraint :: * -> Constraint) where
    Wrp :: (Show a, Typeable a, constraint a) => a -> Wrap constraint
instance Show (Wrap a) where
    show (Wrp a) = show a

-- module Main where --
testData :: [Wrap ClsShape]
testData = [
    Wrp$ Circle    "crcl_1"  (RenderableBase "(1, 1)") (SerializableBase "Crcl1"),
    Wrp$ Circle    "crcl_2"  (RenderableBase "(2, 2)") (SerializableBase "Crcl2"),
    Wrp$ Rectangle "rect_1"  (RenderableBase "(3, 3)"),
    Wrp$ Rectangle "rect_2"  (RenderableBase "(4, 4)"),
    Wrp$ Triangle  "trngl_1" (RenderableBase "(5, 5)"),
    Wrp$ Triangle  "trngl_2" (RenderableBase "(6, 6)")
    ]

renderableTypes:: [Wrap ClsRenderable]
renderableTypes = [
    Wrp (undefined::Circle),
    Wrp (undefined::Rectangle),
    Wrp (undefined::Triangle)
    ]

clickableTypes:: [Wrap ClsClickable]
clickableTypes = [
    Wrp (undefined::Rectangle),
    Wrp (undefined::Triangle)
    ]

serializableTypes:: [Wrap ClsSerializable]
serializableTypes = [
    Wrp (undefined::Circle)
    ]

-- module InferInstanceOf where --
instanceOf::Typeable a => [Wrap (constraint :: * -> Constraint)] -> a -> Bool
instanceOf list a = not. null $ selectType list a

instanceWrapOf::[Wrap (constraint :: * -> Constraint)] -> Wrap (constraint2 :: * -> Constraint) -> Bool
instanceWrapOf list (Wrp a) = instanceOf list a

selectType::Typeable a => [Wrap (constraint :: * -> Constraint)] -> a -> [Wrap (constraint :: * -> Constraint)]
selectType list a = filter inList list
    where inList (Wrp b) = typeOf a == typeOf b

-- module InferInstanceOf where --
-- asInstanceOfClickable: only as example
asInstanceOfClickable a =
    if null typeOfClass then
        Nothing
    else
        Just. unwrap. head$ typeOfClass
    where
        typeOfClass = selectType clickableTypes a
        unwrap (Wrp b) = substitute a b
        substitute::forall t1 t2. (Typeable t2, Show t2, ClsClickable t2) => t1 -> t2 -> Wrap ClsClickable
        substitute x y = Wrp (unsafeCoerce x::t2)

asInstanceOf::Typeable a => [Wrap (constraint :: * -> Constraint)] -> a -> Maybe (Wrap (constraint :: * -> Constraint))
asInstanceOf list a =
    if null typeOfClass then
        Nothing
    else
        Just. unwrap. head$ typeOfClass
    where
        typeOfClass = selectType list a
        unwrap (Wrp b) = substitute a b
        substitute::forall t1 t2 constraint. (Typeable t2, Show t2, (constraint :: * -> Constraint) t2) => t1 -> t2 -> Wrap (constraint :: * -> Constraint)
        substitute x y = Wrp (unsafeCoerce x::t2)

-- module Main where --
main = do
    putStr "all objects: "
    print$ map (\(Wrp a)->show a) testData
    putStr "\nclickable objects: "
    print$ map show$ filter (\(Wrp a)->instanceOf clickableTypes a) testData
    putStr "\nserializable objects: "
    print$ map show$ filter (instanceWrapOf serializableTypes) testData
    putStr "\ncall click function: "
    print$ map (\w->case w of Just (Wrp a)->click a; Nothing->"")$
            map (\(Wrp a)->asInstanceOfClickable a ) testData
    putStr "\ncall render function: "
    print$ map (\w->case w of Just (Wrp a)->render a; Nothing->"")$
            map (\(Wrp a)->asInstanceOf renderableTypes a ) testData
    putStr "\ncall serialize function: "
    print$ map (\w->case w of Just (Wrp a)->serialize a; Nothing->"")$
            map (\(Wrp a)->asInstanceOf serializableTypes a ) testData
    putStr "\ncall click and render functions: "
    print$ map (\(w1, w2)-> "click: " ++
            (case w1 of Just (Wrp a)->click a; Nothing->"-") ++
            "; render: " ++
            (case w2 of Just (Wrp b)->render b; Nothing->"-") )$
            map (\(Wrp a)->(asInstanceOf clickableTypes a, asInstanceOf renderableTypes a) ) testData
    putStr "\ncall click and render functions: "
    print$ map (\w->"click: " ++
                    case w of
                        Just (Wrp a)->
                            click a ++
                            "; render: " ++
                            case asInstanceOf renderableTypes a of
                                Just (Wrp d)->render d
                                Nothing->"-"
                        Nothing->"-"
                    )$
            map (\(Wrp a)->asInstanceOf clickableTypes a ) testData