Архитектура приложения в Elm

Это руководство описывает общую архитектуру, которую вы встретите во всех приложениях на Elm, от TodoMVC до dreamwriter.

Мы изучим очень простой способ компоновки приложения, представляющий собой бесконечно вкладываемые блоки. Он сильно улучшает модульность, упрощает повторное использование кода и тестирование. С его помощью можно создавать сложные приложения, разбивая их на составные части. Мы начнём с маленького примера и будем постепенно расширять его, используя эти базовые принципы.

Интересно, что подобная архитектура возникает в Elm естественным образом. Дизайн языка сам подводит вас к ней, читали ли вы этот текст или нет. Я и сам обнаружил этот паттерн просто используя Elm и был шокирован его простотой и силой.

Замечание: Чтобы опробовать приведённый здесь код вам потребуется установить Elm и форкнуть репозиторий. Каждый пример имеет инструкцию как запустить код.

Основной приём

Логика каждой программы в Elm разбивается на три чётко разделённые части: модель, обновление и отображение. Вы можете каждый раз начинать с этого скелета проекта, а затем постепенно заполнять его подробностями под вашу конкретную задачу.

Весь туториал мы будем использовать этот паттерн с небольшими изменениями и дополнениями.

Пример №1: Счётчик

Наш первый пример это простой счётчик, который можно увеличивать или уменьшать. Чтобы посмотреть его в действии, зайдите в каталог 1/, запустите там elm-reactor и откройте в браузере http://localhost:8000/Counter.elm?debug.

Код начинается с очень простой модели. Нам просто надо отслеживать одно число:

При обновлении модели тоже всё очень просто. Мы определяем набор действий, которые могут выполняться и добавляем их обработку в функцию update:

Обратите внимание, что наш тип-объединение Action ничего не делает. Он просто описывает какие действия возможны. Если кому-то потребуется сделать чтобы счётчик удваивался, когда нажимается кнопка, то надо просто добавить новый конструктор в Action. Это означает, что наш код будет очень чётко указывать на то, как может изменяться наша модель. Любой, кто будет читать код моментально узнает что допустимо, а что нет. Кроме того, сразу становится понятно куда добавлять новые возможности.

Теперь осталось только сделать отображение (view) для нашей модели. Мы будем использовать elm-html для создания HTML, который отобразится в браузере. Мы создаём div, содержащий в себе: кнопку уменьшения, div с текущим значением счётчика и кнопку увеличения.

Самая сложная часть функции view это Signal.Address. Мы займёмся этим в следующей части, а пока я хочу, чтобы вы отметили, что этот код является полностью декларативным. Мы берём Model и выдаём некий Html. И всё. Ни в каком месте мы не занимаемся ручным изменением DOM, что открывает библиотеке большой простор для оптимизации и даже значительно всё ускоряет. Это просто здорово. Более того, функция view это самая обычная функция и при её создании мы можем пользоваться всей мощью системы модулей Elm, фреймворками для тестирования и библиотеками.

Это и есть суть компоновки любых приложений в Elm. Все примеры, которые мы далее увидим, будут лишь небольшими вариациями этого базвого паттерна: модель (Model), обновление (update), отображение (view).

Отступление: оживление вашего приложения с помощью сигналов

Теперь разберём часть кода с Signal.Address.

До этого мы говорили только о чистых функциях и неизменяемых данных. Это здорово, но нам надо также и реагировать на события из внешнего мира. В Elm этим занимаются сигналы. Сигнал это значение, которое изменяется со временем, что позволяет нам говорить о том, как будет изменяться наша модель.

В принципе все программы будут иметь этот небольшой кусочек кода, который обслуживает всё приложение. В примере №1 он выглядит вот так:

Хочу обратить ваше внимание на несколько деталей:

  1. Мы начинаем с 0 в качестве стартового значения модели.
  2. Мы используем функцию update для продвижения состояния модели.
  3. Мы реагируем на поступающие в канал actions действия (Action).
  4. Мы выводим всё это на экран через функцию view.

Вместо того, чтобы сразу пытаться понять что же тут происходит на каждой строке, я предлагаю сначала взглянуть на схему происходящего на высоком уровне.

Голубая часть это наша программа, т.е. ровно те модель/обновление/отображание, о которых мы говорили. Большую часть времени вы можете работать, не выходя за границы этого поля.

Новым тут являются “каналы” и то, как они позволяют новым действиям (Action) возникать в ответ на пользовательский ввод. На картинке они изображены пунктирными линиями от монитора к вашей программе. Когда мы назначаем определённые каналы в функции view, мы определяем, каким образом действия пользователя будут попадать в наш код. Обратите внимание, что мы не выполняем эти действия, а просто регистрируем их для нашей основной программы. Это разделение является ключевой особенностью!

Я хочу отметить, что этот код с Signal по большому счёту одинаковый для всех програм в Elm. Вы можете захотеть узнать больше о сигналах, но для продолжения чтения вам будет достаточно этого общего понимания. Мы хотим описать архитектуру, а не увязнуть в том, как всё устроено. Поэтому давайте перейдём к расширению нашего примера!

Пример №2: Пара счётчиков

В первом примере мы создали простой счётчик, но как это будет масштабироваться, когда нам понадобится два счётчика? Сможем ли мы сохранить модульность?

Чтобы посмотреть пример №2 в действии, зайдите в каталог 2/ и запустите там elm-reactor, после чего откройте http://localhost:8000/CounterPair.elm?debug.

Основной нашей задачей сейчас является повторное использование всего кода предыдущего примера. Чтобы этого добиться, мы создадим самостоятельный модуль Counter, в который положим все детали реализации счётчика. Единственное изменение будет в функции view, поэтому я не буду раскрывать все старые определения.

Создание модульного кода требует создания сильных абстракций. Нам нужны границы, которые обеспечат функционал и скроют реализацию. Снаружи модуля Counter мы видим просто набор значений: Model, init, Action, update и view. Нам не важно как это всё реализовано. В действительности, невозможно узнать как они реализованы, что не даст никому завязываться на детали, которые не были опубликованы.

Теперь, когда у нас есть наш базовый модуль Counter, займёмся созданием приложения CounterPair. Как всегда, начинаем с модели:

Наша модель является записью с двумя полями, по одному для каждого счётчика, который мы хотим показать на экране. Это полностью отражает состояние приложения. Ещё у нас есть функция init, создающая новую модель когда нам это потребуется.

Далее мы определяем набор действий, которые мы хотим поддерживать. В этот раз у нас будет: сброс всех счётчиков, обновление верхнего счётчика или обновление нижнего счётчика.

Обратите внимание, что наш тип-объединение указывает на тип Counter.Action, но мы не знаем подброностей этих действий. Когда мы создаём функцию update мы просто отправляем эти действия в правильное место:

И напоследок остаётся только сделать функцию отображения, которая покажет на экране оба наших счётчика и кнопку сброса.

Здорово, что мы смогли использовать функцию Counter.view для обоих счётчиков. Для каждого счётчика мы создаём адрес пересылки. Сообщения на этот адрес будут отмечены как Top или Bottom, чтобы мы могли их различать.

Вот и всё. С помощью локальных каналов мы можем сколько угодно вкладывать наш паттерн модель/обновлние/отображение. Например, можно взять модуль CounterPair, опубликовать ключевые значения и функции, а затем создать CounterPairPair или что нам будет ещё угодно.

Пример №3: Динамический список счётчиков

Пара счётчиков это круто, но как насчёт списка счётчиков, в который можно добавлять новые и удалять по требованию? Будет ли наш приём работать и тут?

Чтобы посмотреть пример №2 в действии, зайдите в каталог 3/ и запустите там elm-reactor, после чего откройте http://localhost:8000/CounterList.elm?debug.

В этом примере мы будем использовать тот же самый модуль Counter, что и в примере №2.

Это значит, что мы приступим сразу к модулю CounterList. Как обычно, начинаем с модели:

Теперь наша модель это список счётчиков, каждый со своим уникальным ID. Эти идентификакторы позволяют нам различать счётчики и когда мы захотим обновить четвёртый, у нас будет простой способ это сделать. (Кроме того эти ID дают удобный способ определять уникальный ключ когда мы задумаемся об оптимизации отрисовки компонентов, но это мы не будем сейчас особо останавливаться на этой теме). Кроме того, у модели есть поле nextId, помогающее нам назначать уникальные идентификаторы при добавлении новых счётчиков.

Опишем набор действий, которые мы можем применять к нашей модели. Мы хотим иметь возможность добавлять счётчики, удалять их, а так же изменять значения отдельных счётчиков.

Наш тип-объединение Action весьма похож на описанное выше поведение.

Давайте опишем функцию update.

Вот общее описение каждого случая:

  • Insert — Сначала мы создаём новый счётчик и кладём его в конец списка. Затем мы увеличиваем nextID чтобы в следующий раз у нас уже был готовый ID.

  • Remove — Удаляем первый элемент в нашем списке счётчиков.

  • Modify — Проходимся по списку счётчиков и, если попался нужный ID, вызываем Action для этого счётчика.

Всё что осталось это функция отображения.

Забавно, что функция viewCounter использует всё ту же функцию Counter.view, но в этот раз мы используем адрес пересылки, помечающий все сообщения выводящегося в данный момент счётчика его идентификатором.

Когда мы создаём функцию view приложения, мы применяем функцию viewCounter на каждый элемент списка. А когда мы создаём кнопки добавления и удаления, которые шлют сообщения в канал приложения address напрямую.

Подобный трюк с ID может быть использован в любом месте, где вам нужно динамическое количество вложенных компонентов. Счётчики это довольно просто, но такой паттерн будет работать в точности одинаково, если у вас будет список профилей пользователей, твитов, элементов ленты новостей или продуктов.

Пример №4: Продвинутый список счётчиков

Окей, держать вещи простыми и модульными для списка счётчиков это здорово, но что если вместо общей кнопки сброса у каждого счётчика будет своя кнопка удаления? Уж это наверняка всё сломает!

Не, всё работает.

Чтобы посмотреть пример №4 в действии, зайдите в каталог 4/ и запустите там elm-reactor, после чего откройте http://localhost:8000/CounterList.elm?debug.

В данном случае нам потребуется новый способ создавать счётчики вместе с их кнопками. Мы можем оставить старую функцию view и просто добавить новую viewWithRemoveButton, которая будет немного по-другому рисовать модель. Нам не потребуется дублировать код или делать сумасшедшие трюки с наследованием или перегрузкой. Мы просто добавим в публичный интерфейс модуля новую функцию, реализующую новую функциональность!

Функция viewWithRemoveButton добавляет одну дополнительную кнопку. Обратите внимание, что функции увеличения и уменьшения отправляют сообщения в канал actionChan, а кнопка удаления шлёт их на адрес actions. Сообщения, попадающие в канал remove как бы говорят: “Эй, кто там меня создал, удаляй меня!”. Что конкретно надо сделать для удаления решает уже тот, кто создал этот конкретный счётчик.

Теперь, когда у нас есть viewWithRemoveButton, мы можем создать модуль CounterList, в котором соберём все счётчики вместе. Тип Model будет использоваться такой же, как в примере №3: список счётчиков и уникальный номер.

Возможные действия будут немного отличаться. Вместо удаления всех старых счётчтиков мы хотим удалить только тот, чей ID совпадает с указанным.

Функция обновления тоже не сильно отличается от предыдущего примера.

Когда приходит Remove мы убираем счётчик имеющий ID того, который мы должны убрать. В остальном, всё примерно то же самое.

И наконец, мы собираем всё это вместе в функции view:

В функции viewCounter мы создаём Counter.Context и передаём туда обратный адрес. В обоих случаях мы помечаем Counter.Action, чтобы знать кого обновлять или удалять.

Основые уроки

Базовый приём — Всё строится вокруг типа Model, функции update для её обновления и функции view для отображения. Дальше идут только вариации этого приёма.

Вложенные модули — Адрес пересылки позволяет с лёгкостью углублять основной приём, полностью скрывая детали реализации. Мы можем строить какие угодно глубокие компоненты и каждый уровень должен знать только о том, что находится непосредственно внутри него.

Добавление контекста — Иногда требуется дополнительная информация для обновления или отображения модели. Мы всегда можем добавить в эти функции контекст, не загружая основной тип Model.

На каждом уровне вложенности мы можем определить тот Context, который нужен для внутренних компонентов.

Простота тестирования — Все функции являются чистыми. Это позволяет их очень просто тестировать - не требуется никакой особой инициалиазции или искуственного окружения, просто передайте им аргументы, которые вы хотите опробовать.

Ещё один шаблон

Существует ещё один важный способ расширить основной приём. К примеру, вам может потребоваться обновить компонент и, в зависимости от результата, надо поменять что-то ещё в другой части программы. Вы можете расширить функцию update, чтобы она возвращала больше информации.

В зависимости от логики обработки update, мы можем сказать кому-то выше обновить содержимое или вывести что-нибудь. Похожим образом компонент может удалить себя:

Если не очень понятно как это работает, я, может быть, напишу пример 5, использующий этот приём. А пока, вы можете посмотреть похожие примеры в забавной версии приложения TodoMVC на Elm.